О правоприменительной практике Орловского УФАС России в сфере контроля законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции за 1 квартал 2018 года
16 мая 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

         Для выполнения функций по государственному контролю в области рекламы ФАС России и ее территориальные органы наделены специальными полномочиями, которые они осуществляют в пределах своей компетенции. Указанные полномочия закреплены в ст. 33 Федерального закона «О рекламе», согласно которой антимонопольные органы  вправе предупреждать, выявлять и пресекать нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе; возбуждать и рассматривать дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе; выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе; применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях и т.д.

           Орловское  УФАС России включено в Реестр общероссийской специализации территориальных органов Федеральной антимонопольной службы в качестве соисполнителя по законодательно- методологическому направлению по теме «Проблемные вопросы применения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, в т.ч. контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе, проверки, фиксация нарушения, доказательства».

            Начиная с  2013 года,  Управление по данному  направлению деятельности  получает  высокие оценки ФАС России, неоднократно   было отмечено благодарностью и  почетной грамотой ФАС России за достигнутые высокие результаты.

        К  основным достижениям Орловского УФАС России в реализации контрольно-надзорных функций  в 2017-первом квартале 2018 года   необходимо отнести:

- наработка положительной  правоприменительной  практики по проблемным вопросам законодательства РФ о рекламе;

- повышение уровня  взаимодействия между антимонопольным органом и органами государственной власти, общественными организациями, СМИ, иными заинтересованными лицами по вопросам, связанным с подконтрольным законодательством (законодательство РФ о рекламе);

-снижение нагрузки на бизнес-сообщество (малый и средний бизнес) в части  исключения  проверок соблюдения требований законодательства  РФ о рекламе из ежегодного плана  проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти, в том числе, по согласованию с органами прокуратуры;

- смена пресекательного  характера применения мер административного воздействия на предупредительный, в части замены административного штрафа на предупреждение за нарушение требований законодательства РФ о рекламе  (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ);

        Так, в первом квартале 2018 года по сравнению с первым кварталом 2017 года снизилось число  заявлений по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе с 45 до 33. Вместе с тем, произошло и снижение возбужденных дел и выявленных правонарушений в данной сфере с 13 дел в первом квартале  2017 года до 10  дел в первом квартале  2018 год. Снизилось  и число выданных АМО предписаний в указанный период за 2017 год- 7 предписаний, 2018 год -2 предписания.

        Это связано с тем, что выявленные нарушения  в большинстве случаев устранялись хозяйствующими субъектами еще в процессе рассмотрения дел  по признакам нарушения законодательства  РФ о рекламе,    и на момент вынесения решения распространение  ненадлежащей рекламы либо прекращалось, либо реклама  приводилась в соответствие  требованиям законодательства о рекламе.

     В первом квартале 2017 году была проведена всего одна плановая проверка по соблюдению требований ФЗ «О рекламе» в отношении юридического лица, согласованная с органами прокуратуры.

      На 2018 год плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  в сфере соблюдения  законодательства РФ о рекламе   запланированы не были, что связано с курсом, проводимым государством,  по снижению нагрузки на малый и средний бизнес.

     Кроме того, о снижении нагрузки на бизнес – сообщество свидетельствует и  факт значительного снижения наложенных штрафов за нарушение законодательства  РФ о рекламе.

     Так, в 2016 году Орловским  УФАС России   было наложено штрафов за несоблюдение норм и требований поднадзорного законодательства на сумму  638 000 рублей. В 2017 году  сумма наложенных штрафов составила 56 500 рублей,   В первом квартале 2018 года было наложено штрафов на сумму 4200 рублей.

      Данное  снижение произошло ввиду изменения мер  пресекательного  характера на предупредительный, в части замены административных штрафов на предупреждения за нарушение требований законодательства РФ о рекламе  (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).

     По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в качестве мер административной ответственности  субъектам малого и среднего предпринимательства  было  вынесено:

в 2016 году- 11 предупреждений;

в 2017 году - 36 предупреждений.

первый квартал 2018 года – 6 предупреждений

     К основным видам нарушений  в сфере рекламы в первом квартале 2018 году необходимо отнести: финансовые услуги, реклама товаров дистанционным способом, недостоверная реклама, реклама на оборотной стороне  квитанций  и т.д.

Примеры:

     1) Антимонопольным органом было возбуждено дело в отношении микрофинансовой организации по факту распространения наружной  рекламы, содержащей   не  соответствующие действительности  сведения  о  размере процентной ставки по приему личных сбережений граждан,  а также в ней отсутствовали   полные условия приема личных сбережений граждан. Реклама была признана ненадлежащей, рекламодателю выданы предписания, в настоящее время рассматривается вопрос о привлечении  виновного лица к административной ответственности.

  2) Управлением в первом квартале 2018 года рассмотрен ряд дел по признакам нарушения статьи 8 Закона «О рекламе» -   реклама товаров при дистанционном способе их продаже.  Согласно требованиям указанной статьи в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождение и ОГРН для юридического лица, ФИО, ОГРНИП для индивидуального предпринимателя. 

       В рекламе ряда хозяйствующих субъектов   на территории г.Орла , объектом рекламирования в которой выступали услуги по  приобретению  дистанционным способом  различных товаров (суши, пицца, горячие обедов) информация, о лицах предоставляющих указанные услуги, определенная статьей 8 Закона «О рекламе» отсутствовала.

     Управлением были вынесены решения о наличии нарушения требований законодательства РФ о рекламе,  виновные лица привлечены к административной ответственности.

3) Управлением были возбуждены и рассмотрены дела по фактам распространения рекламы на оборотной стороне квитанций на оплату ЖКХ.

 Согласно части 11 статьи 5  Закона «О рекламе»:

- При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

 

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в пункте 69 которых определен исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах.     

Поскольку названными Правилами не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах и такое размещение с учетом требований части 3 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" возможно лишь при наличии соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключенном между исполнителем коммунальных услуг и потребителем, размещение рекламы без соблюдения приведенных норм на оборотной стороне квитанций на оплату коммунальных услуг содержит   нарушения требований части 11 статьи 5 Закона «О рекламе».

 

Управлением дважды признавалась ненадлежащей реклама, распространяемая  гарантирующим поставщиком  на оборотной стороне квитанций. Было выдано  предписание о  недопущении распространения рекламы на оборотной стороне квитанции.

Вместе с тем, Управление констатировало, что статья 38 ФЗ «О рекламе» устанавливает ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе. Ответственность за нарушение требований части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» указанной статьей не установлена. Таким образом, не представлялось  возможным привлечение хозяйствующего субъекта к административной ответственности за нарушение требований, установленных частью 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Однако, в настоящее время Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. № 61-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Статья 5 Закона «О рекламе» дополнится новой частью - 10.3, согласно которой будет запрещено размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Ответственность за нарушение указанной части будет возложена на рекламораспространителя.

Изменения вступят в силу 3 июня 2018 года.

 

 

Недобросовестная конкуренция.

 

В  первом квартале 2018 года  Орловское УФАС России продолжило работу по пресечению  недобросовестной конкуренции.

Управлением было  рассмотрено 7 заявлений хозяйствующих субъектов, по 2- м заявлениям вынесены отказы в возбуждении дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Выдано 5 предупреждений, из которых исполнено  1.

За неисполнение предупреждений  1 дело возбуждено, 3 дела находятся в стадии возбуждения.

1) Так, в первом квартале 2018 года Управлением было выдано предупреждение страховой компании  по факту установленного нарушения статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции», которое выразилось в занижении КБМ  при расчете страховых премий при участии в запросе котировок на оказание услуг ОСАГО  по 26 транспортным средствам в отсутствие сведений о наличии или отсутствии страховых возмещений при наступлении страховых случаев в отношении рассматриваемых транспортных средств, что привело к занижению страховой премии.

          Занижение страховой премии привело к занижению цены  контракта, в результате чего указанная страховая организация  получила преимущество перед другими  участниками и стала победителем запроса котировок.

             На основании статьи 39  Закона о защите конкуренции страховой организации  было выдано предупреждение  о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем перечисления в федеральный  бюджет дохода,  полученного вследствие нарушения  антимонопольного законодательства (за доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму страховой премии в размере 122 146 руб. 06 коп. (Сто двадцать две тысячи сто сорок шесть ) рублей 06 копеек.

        В настоящее время предупреждение исполнено.

     2) Управлением  возбуждено и рассмотрено дело по части 2 статьи 14.6 Закона  «О защите конкуренции» в отношении индивидуального предпринимателя, который  при оформлении торгового павильона «Микс» в г.Орле имитировал фирменный стиль оформления торговых павильонов сети магазинов  «Магнит» (АО «Тандер») путем использования им специфической цветовой гаммы, шрифта, способа оформления витрины (фасада магазина)  и  иных элементов, что могло  вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента-АО «Тандер».

       Факт нарушения был признан Комиссией, в результате рассмотрения дела об административном правонарушении индивидуальный предприниматель  был привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.  Штраф  в размере 12 000 оплачен в полном объеме.

Наверх