Для выполнения функций по государственному контролю в области рекламы ФАС России и ее территориальные органы наделены специальными полномочиями, которые они осуществляют в пределах своей компетенции. Указанные полномочия закреплены в ст. 33 Федерального закона «О рекламе», согласно которой антимонопольные органы вправе предупреждать, выявлять и пресекать нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе; возбуждать и рассматривать дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе; выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе; применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях и т.д.
Орловское УФАС России включено в Реестр общероссийской специализации территориальных органов Федеральной антимонопольной службы в качестве соисполнителя по законодательно- методологическому направлению по теме «Проблемные вопросы применения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, в т.ч. контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе, проверки, фиксация нарушения, доказательства».
Начиная с 2013 года, Управление по данному направлению деятельности получает высокие оценки ФАС России, неоднократно было отмечено благодарностью и почетной грамотой ФАС России за достигнутые высокие результаты.
К основным достижениям Орловского УФАС России в реализации контрольно-надзорных функций в 2017-первом квартале 2018 года необходимо отнести:
- наработка положительной правоприменительной практики по проблемным вопросам законодательства РФ о рекламе;
- повышение уровня взаимодействия между антимонопольным органом и органами государственной власти, общественными организациями, СМИ, иными заинтересованными лицами по вопросам, связанным с подконтрольным законодательством (законодательство РФ о рекламе);
-снижение нагрузки на бизнес-сообщество (малый и средний бизнес) в части исключения проверок соблюдения требований законодательства РФ о рекламе из ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти, в том числе, по согласованию с органами прокуратуры;
- смена пресекательного характера применения мер административного воздействия на предупредительный, в части замены административного штрафа на предупреждение за нарушение требований законодательства РФ о рекламе (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ);
Так, в первом квартале 2018 года по сравнению с первым кварталом 2017 года снизилось число заявлений по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе с 45 до 33. Вместе с тем, произошло и снижение возбужденных дел и выявленных правонарушений в данной сфере с 13 дел в первом квартале 2017 года до 10 дел в первом квартале 2018 год. Снизилось и число выданных АМО предписаний в указанный период за 2017 год- 7 предписаний, 2018 год -2 предписания.
Это связано с тем, что выявленные нарушения в большинстве случаев устранялись хозяйствующими субъектами еще в процессе рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, и на момент вынесения решения распространение ненадлежащей рекламы либо прекращалось, либо реклама приводилась в соответствие требованиям законодательства о рекламе.
В первом квартале 2017 году была проведена всего одна плановая проверка по соблюдению требований ФЗ «О рекламе» в отношении юридического лица, согласованная с органами прокуратуры.
На 2018 год плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере соблюдения законодательства РФ о рекламе запланированы не были, что связано с курсом, проводимым государством, по снижению нагрузки на малый и средний бизнес.
Кроме того, о снижении нагрузки на бизнес – сообщество свидетельствует и факт значительного снижения наложенных штрафов за нарушение законодательства РФ о рекламе.
Так, в 2016 году Орловским УФАС России было наложено штрафов за несоблюдение норм и требований поднадзорного законодательства на сумму 638 000 рублей. В 2017 году сумма наложенных штрафов составила 56 500 рублей, В первом квартале 2018 года было наложено штрафов на сумму 4200 рублей.
Данное снижение произошло ввиду изменения мер пресекательного характера на предупредительный, в части замены административных штрафов на предупреждения за нарушение требований законодательства РФ о рекламе (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в качестве мер административной ответственности субъектам малого и среднего предпринимательства было вынесено:
в 2016 году- 11 предупреждений;
в 2017 году - 36 предупреждений.
первый квартал 2018 года – 6 предупреждений
К основным видам нарушений в сфере рекламы в первом квартале 2018 году необходимо отнести: финансовые услуги, реклама товаров дистанционным способом, недостоверная реклама, реклама на оборотной стороне квитанций и т.д.
Примеры:
1) Антимонопольным органом было возбуждено дело в отношении микрофинансовой организации по факту распространения наружной рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о размере процентной ставки по приему личных сбережений граждан, а также в ней отсутствовали полные условия приема личных сбережений граждан. Реклама была признана ненадлежащей, рекламодателю выданы предписания, в настоящее время рассматривается вопрос о привлечении виновного лица к административной ответственности.
2) Управлением в первом квартале 2018 года рассмотрен ряд дел по признакам нарушения статьи 8 Закона «О рекламе» - реклама товаров при дистанционном способе их продаже. Согласно требованиям указанной статьи в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождение и ОГРН для юридического лица, ФИО, ОГРНИП для индивидуального предпринимателя.
В рекламе ряда хозяйствующих субъектов на территории г.Орла , объектом рекламирования в которой выступали услуги по приобретению дистанционным способом различных товаров (суши, пицца, горячие обедов) информация, о лицах предоставляющих указанные услуги, определенная статьей 8 Закона «О рекламе» отсутствовала.
Управлением были вынесены решения о наличии нарушения требований законодательства РФ о рекламе, виновные лица привлечены к административной ответственности.
3) Управлением были возбуждены и рассмотрены дела по фактам распространения рекламы на оборотной стороне квитанций на оплату ЖКХ.
Согласно части 11 статьи 5 Закона «О рекламе»:
- При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в пункте 69 которых определен исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах.
Поскольку названными Правилами не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах и такое размещение с учетом требований части 3 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" возможно лишь при наличии соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключенном между исполнителем коммунальных услуг и потребителем, размещение рекламы без соблюдения приведенных норм на оборотной стороне квитанций на оплату коммунальных услуг содержит нарушения требований части 11 статьи 5 Закона «О рекламе».
Управлением дважды признавалась ненадлежащей реклама, распространяемая гарантирующим поставщиком на оборотной стороне квитанций. Было выдано предписание о недопущении распространения рекламы на оборотной стороне квитанции.
Вместе с тем, Управление констатировало, что статья 38 ФЗ «О рекламе» устанавливает ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе. Ответственность за нарушение требований части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» указанной статьей не установлена. Таким образом, не представлялось возможным привлечение хозяйствующего субъекта к административной ответственности за нарушение требований, установленных частью 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Однако, в настоящее время Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. № 61-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Статья 5 Закона «О рекламе» дополнится новой частью - 10.3, согласно которой будет запрещено размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Ответственность за нарушение указанной части будет возложена на рекламораспространителя.
Изменения вступят в силу 3 июня 2018 года.
Недобросовестная конкуренция.
В первом квартале 2018 года Орловское УФАС России продолжило работу по пресечению недобросовестной конкуренции.
Управлением было рассмотрено 7 заявлений хозяйствующих субъектов, по 2- м заявлениям вынесены отказы в возбуждении дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Выдано 5 предупреждений, из которых исполнено 1.
За неисполнение предупреждений 1 дело возбуждено, 3 дела находятся в стадии возбуждения.
1) Так, в первом квартале 2018 года Управлением было выдано предупреждение страховой компании по факту установленного нарушения статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции», которое выразилось в занижении КБМ при расчете страховых премий при участии в запросе котировок на оказание услуг ОСАГО по 26 транспортным средствам в отсутствие сведений о наличии или отсутствии страховых возмещений при наступлении страховых случаев в отношении рассматриваемых транспортных средств, что привело к занижению страховой премии.
Занижение страховой премии привело к занижению цены контракта, в результате чего указанная страховая организация получила преимущество перед другими участниками и стала победителем запроса котировок.
На основании статьи 39 Закона о защите конкуренции страховой организации было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства (за доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму страховой премии в размере 122 146 руб. 06 коп. (Сто двадцать две тысячи сто сорок шесть ) рублей 06 копеек.
В настоящее время предупреждение исполнено.
2) Управлением возбуждено и рассмотрено дело по части 2 статьи 14.6 Закона «О защите конкуренции» в отношении индивидуального предпринимателя, который при оформлении торгового павильона «Микс» в г.Орле имитировал фирменный стиль оформления торговых павильонов сети магазинов «Магнит» (АО «Тандер») путем использования им специфической цветовой гаммы, шрифта, способа оформления витрины (фасада магазина) и иных элементов, что могло вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента-АО «Тандер».
Факт нарушения был признан Комиссией, в результате рассмотрения дела об административном правонарушении индивидуальный предприниматель был привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ. Штраф в размере 12 000 оплачен в полном объеме.