Правоприменительная практика Орловского УФАС России в сфере контроля антимонопольного законодательства за 1 полугодие 2018г.
31 августа 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

В 2018 году, Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области продолжает реализацию Национального плана развития конкуренции.

Тема реализации Национального плана развития конкуренции, безусловно, остается ключевой на протяжении всего года.

Напомню, что 21 декабря 2017 года, Президент Российской Федерации подписал Указ №618, которым определяются приоритеты совершенствования государственной политики по развитию конкуренции и принципы ее развития.

Этим же указом утвержден Национальный план развития конкуренции, дающий четкие, выраженные в цифровых показателях ориентиры, которые необходимо достичь.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области проводится активная работа по реализации положений Указа.

В 1 полугодии 2018 года Управлением было рассмотрено 78 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых было выдано 14 предупреждений, возбуждено 7 дел и выдано 3 предписания. Выявлен 1 факт злоупотребления доминирующим положением.

За нарушение антимонопольного законодательства в 2018 году Управлением было возбуждено и рассмотрено 8 дел об административных правонарушениях по итогам рассмотрения которых к административной ответственности в виде штрафа привлечены 5 юридических лиц и 1 должностное на общую сумму 187 тысяч рублей.

Особое внимание в своей работе Управление уделяет заявлениям, поступающим от субъектов малого бизнеса относительно подключения к инженерно-техническим сетям газо-, тепло-, энерго-, водо- снабжения.

В случае незаконного отказа субъектами естественных монополий в подключении к таким сетям, нарушения сроков подключения, навязывания необоснованных требований при подключении, Управлением оперативно принимаются меры антимонопольного реагирования для исправления такой ситуации с последующим привлечением к административной ответственности в виде штрафа до полумиллиона рублей, а при повторности – до миллиона рублей и дисквалификации руководителя.

Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации включает в себя 13 приоритетных отраслей экономики для развития конкуренции, в том числе рынок дорожного строительства.

Ожидаемый результат на данном рынке:

- сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30 процентов в 2017 году не менее чем на 5 процентов в год;

- исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством;

- декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.

Проблема государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства, в последнее время, является одной из основных проблем развития конкуренции на территории Орловской области.

Особенность данной проблемы заключается в том, что при проведении аукционов заказчики, при описании закупки, в один лот включают несколько объектов технологически и функционально не связанных между собой на выполнение работ по ремонту, содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования.

В этой связи, в 2017 году, Управлением было возбуждено дело в отношении Казенного учреждения Орловской области «Орловский областной государственный заказчик» (КУ ОО «Орелгосзаказчик») по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно техническому заданию документации об аукционе, объект закупки являлось выполнение работ по строительству одиннадцати автомобильных дорог общего пользования, которые были расположены в разных районах области, в том числе территориально отделенных друг от друга.

Начальная (максимальная) цена контракта составила почти 500 млн. рублей.

В ходе рассмотрения указанного дела были собраны доказательства, подтверждающие факт нарушения КУ ОО «Орёлгосзаказчик» требований антимонопольного законодательства по следующим основаниям: каждая часть дорог строилась отдельно независимо от остальных дорог, о чем свидетельствовали акты приемки выполненных работ, оформленные по каждому участку дороги. Следовательно, отсутствовала технологическая и функциональная связь выполнения работ.

Таким образом, КУ ОО «Орёлгосзаказчик» необоснованно в аукционной документации на закупку, укрупнил лот, тем самым нарушив принцип равнодоступности при проведении торгов, и исключил возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничил возможность соперничества на аукционе за право заключения контракта и выполнения работ по предмету контракта, что привело к ограничению конкуренции при проведении торгов.

С учетом вышеизложенных обстоятельств,  КУ ОО «Орёлгосзаказчик» было признано виновным в нарушении требований частей 1, 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», а должностное лицо Учреждения было привлечено к административной ответственности в виде штрафа по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение, вынесенное Управлением, было обжаловано Орелгосзаказчиком в Арбитражном суде Орловской области, а в последующем и в апелляционной и кассационной инстанциях. Суды трех инстанций, однозначно сделали выводы о законности решения, принятого Управлением по делу о нарушении антимонопольного законодательства. В настоящее время дело рассматривается в Верховном суде Российской Федерации.

По мнению Управления, данные меры являются эффективным способом решения проблемы развития конкуренции на рынке дорожного строительства в Орловской области. А суды помогут окончательно расставить все точки над «И» в решении вопроса, связанного с увеличением числа подрядчиков на данном рынке, качеством работ и естественно снижением цены контракта на данные виды работ.

А это в свою очередь будет способствовать достижению целей и исполнению задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21 декабря 2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Другим не менее интересным примером является дело, возбужденное и рассмотренное в отношении администрации Долбенкинского сельского поселения Дмитровского района Орловской области (далее - Администрация), которая беспричинно не провела аукцион на право аренды земельного участка и заключила договор аренды на 49 лет с предпринимателем, хотя имелись лица, которые могли претендовать на право заключения договора аренды земельного участка.

В ходе рассмотрения дела, Управлением было установлено, что действия Администрации по недопуску к получению участка в аренду по итогам аукциона нарушали Земельный Кодекс Российской Федерации, и как следствие части 1, 2 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», которыми запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, так как в аукционе могут принять участие иные хозяйствующие субъекты. Администрация была признана виновной в нарушении Закона «О защите конкуренции», однако, на момент рассмотрения дела, договор аренды данного земельного участка уже был заключен, в связи с чем, Администрации не было выдано предписание об устранении допущенного нарушения.

Вместе с тем, Управление обратилось в Арбитражный суд Орловской области в интересах неопределенного круга лиц, с иском о признании недействительным постановления Администрации, договора аренды и применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Суды трех инстанций поддержали позицию Управления и  признали недействительными постановление Администрации о заключении договора аренды земельного участка с предпринимателем и ничтожным заключенный между ними договор.

В рамках контроля за исполнением законодательства о контрактной системе в 1 полугодии 2018 года Управлением было выявлено 44 нарушения законодательства о контрактной системе.

Основная масса выявленных нарушений связана с необъективным описанием объекта закупки и незаконным отказом в допуске к участию в торгах.

В 2018 году доля обоснованных жалоб составляет 26% от числа поступивших. Данная статистика свидетельствует о том, что намечена положительная тенденция к сокращению количества допускаемых нарушений.

В рамках осуществления контроля в сфере закупок совместно с Прокуратурой Орловской области, УФСБ по Орловской области и другими правоохранительными органами на постоянной основе осуществляется взаимодействие по усилению борьбы с преступностью в сфере закупок, которые заканчиваются не только привлечением виновных к ответственности, но и комплексной разъяснительной работой.

В соответствии с Национальным планом развития конкуренции одним из ключевых показателей, которые должны быть достигнуты, является снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

В этом направлении Орловским УФАС России на протяжении последних лет активно ведется работа по разъяснению представителям органов власти требований действующего законодательства. В частности при выявлении системных проблем с развитием конкуренции, а также наличием административных барьеров на том или ином рынке по инициативе Орловского УФАС России вопросы выносятся для обсуждения. Эффективность используемых механизмов, в том числе адвокатирования конкуренции, позволяет на данный момент констатировать, что количество фиксируемых нарушений со стороны органов власти уменьшается, а качество проработки нормативных документов повышается.

Снижению количества нарушений также способствуют полномочия антимонопольного органа предупредительного характера, т.е при выявлении признаков нарушения антимонопольного законодательства, Управлением направляются предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Закрепление в антимонопольном законодательстве нового института предупреждений было обусловлено необходимостью пресечения отдельных нарушений на ранних стадиях их совершения.

«Четвертым антимонопольным пакетом» возможность выдачи предупреждений была предусмотрена и для нарушений со стороны органов власти.

Предупреждение является по своей природе превентивным механизмом, который позволяет антимонопольному органу в максимально короткие сроки и с наименьшими затратами корректировать антиконкурентное поведение, не возбуждая дел.

Также Указом определены основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, среди которых сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, обеспечение развития малого и среднего предпринимательства, направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции.

Как показывает практика, использование уже существующих механизмов, направленных на развитие рынков товаров и услуг, иногда может способствовать обратному эффекту. Основываясь на показателях работы антимонопольного органа, можно сделать вывод, что одним из таких «противоречивых» механизмов является предоставление преференций.

Практика антимонопольного контроля и анализ результатов рассмотрения ходатайств о предоставлении муниципальных преференций, поступивших в Орловское УФАС России, свидетельствует о еще не достаточно широком использовании данного механизма для повышения эффективности управленческих решений органов власти, реализации их в предусмотренном правовом поле.

В большинстве случаев решения органов власти при предоставлении преференций тем или иным хозяйствующим субъектам, не учитывают таких обстоятельств, как влияние на конкуренцию такой поддержки.

В 2018 году в адрес Управления поступило 3 заявления о предоставлении преференций, по результатам рассмотрения которых были приняты решения о даче согласия на предоставление преференций.

Подобные факты подтверждаются сложившейся в Орловском УФАС России практикой рассмотрения ходатайств о предоставлении преференций в виде передачи автобусов конкретным хозяйствующим субъектам (довольно часто муниципальным предприятиям) для оказания услуг по перевозке пассажиров, а также ходатайств о предоставлении преференций в виде передачи в безвозмездное  пользование нежилых помещений для размещения, например, сети аптечных пунктов. В каждом из указанных случаев рынки, на которых осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты, имеют высокий уровень конкуренции и предоставление преференции может привести к её ограничению.

С 2018 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области анализ материалов представляемых органами власти в целях предоставления преференции будет осуществляться с учетом приоритетов, установленных Указом Президента N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

И как показывает практика такой работы за 1 полугодие 2018 года, количество отказов в предоставлении преференций уменьшается ежегодно.

Достижение представленных выше показателей, в том числе сокращение нарушений со стороны органов власти было бы невозможно без эффективного взаимодействия, как контролирующих органов, так и органов исполнительной власти региона и администраций муниципальных районов. Данное взаимодействие на протяжении последних лет выстраивалось на фоне реализации составляющих Стандарта развития конкуренции и Дорожной карты по развитию конкуренции в регионе, а также при подготовке докладов о состоянии конкуренции в Орловской области.

Таким образом, вышеуказанные показатели, свидетельствуют о том, что в регионе ведется активная работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 и данная политика направлена на развитие конкуренции на рынках товаров и услуг Орловской области и повышения удовлетворенности потребителей – за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен.

Наверх