Практика применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о закупках на территории региона
14 февраля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

        Государственный контроль в области рекламы представляет собой систему мероприятий, осуществляемых уполномоченными органами исполнительной власти с целью проверки соблюдения субъектами рекламной деятельности требований действующего законодательства о рекламе. Функции по государственному контролю в области рекламы возлагаются на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы, в Орловской области это Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области.

         Для выполнения функций по государственному контролю в области рекламы ФАС России и ее территориальные органы наделяется специальными полномочиями, которые они осуществляют в пределах своей компетенции. Указанные полномочия закреплены в ст. 33 Федерального закона «О рекламе».

        Согласно названной статье федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе:

· предупреждать, выявлять и пресекать нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;

· возбуждать и рассматривать дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе;

· выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе;

· выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству РФ о рекламе;

· предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства РФ о рекламе;

· предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы) в установленных законом случаях;

· обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству РФ о рекламе нормативных и ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных и ненормативных актов органов исполнительной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

· применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

· обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случаях, установленных законодательством о рекламе.

       Все вышеперечисленные функции возложены и на Орловское УФАС России, которое,  в пределах своей компетенции,  осуществляет контроль за соблюдением норм и требований ФЗ «О рекламе» на территории региона.

        К  основным достижениям Орловского УФАС России в реализации контрольно-надзорных функций  в 2017 году  необходимо отнести:

- наработка положительной  правоприменительной  практики по проблемным вопросам законодательства РФ о рекламе;

-повышение уровня осведомленности населения о функциях и направлениях деятельности антимонопольного органа,  в том числе,  в части законодательства РФ о рекламе;

-повышение уровня доверия населения к антимонопольным органам в целом и Орловскому УФАС России в частности;

- повышение уровня  взаимодействия между антимонопольным органом и органами государственной власти, общественными организациями, СМИ, иными заинтересованными лицами по вопросам, связанным с подконтрольным законодательством (законодательство РФ о рекламе);

-снижение нагрузки на бизнес-сообщество (малый и средний бизнес) в части  исключения  проверок соблюдения требований законодательства  РФ о рекламе из ежегодного плана  проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти, в том числе, по согласованию с органами прокуратуры;

- смена пресекательного  характера применения мер административного воздействия на предупредительный, в части замены административного штрафа на предупреждение за нарушение требований законодательства РФ о рекламе  (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ);

-снижение вероятности возникновения действий коррупционной направленности.

    Так, в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизилось число  заявлений по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе с 227 до 156. Однако, произошел небольшой рост возбужденных дел и выявленных правонарушений в данной сфере с 34 дел в 2016 году до 40 дел в 2017 году.

    В 2016 году было выдано 33 предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе, в 2017 году всего 13. Это связано с тем, что выявленные нарушения  в большинстве случаев устранялись хозяйствующими субъектами еще в процессе рассмотрения дела  по признакам нарушения законодательства  РФ о рекламе,    и на момент вынесения решения ненадлежащая реклама либо удалялась, либо приводилась в соответствие с нормами и требованиями Закона «О рекламе».

     В 2017 году была проведена всего одна плановая проверка по соблюдению требований ФЗ «О рекламе» в отношении юридического лица, согласованная с органами прокуратуры.

      На 2018 год плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  в сфере соблюдения  законодательства РФ о рекламе  не запланированы, что связано с курсом, проводимым государством,  по снижению нагрузки на бизнес-сообщество (малый и средний бизнес).

     Кроме того, о снижении нагрузки на бизнес – сообщество свидетельствует и  факт значительного снижения наложенных и оплаченных штрафов за нарушение законодательства  РФ о рекламе.

     Так, в 2016 году Орловским  УФАС России   было наложено штрафов за несоблюдение норм и требований поднадзорного законодательства на сумму  638 000 рублей, оплачено-576500. В 2017 году  сумма наложенных штрафов составила 56 500 рублей, оплаченных- 54 000. 

      Данное  снижение произошло ввиду изменения мер  пресекательного  характера на предупредительный, в части замены административного штрафа на предупреждение за нарушение требований законодательства РФ о рекламе  (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).

     По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в качестве мер административной ответственности  субъектам малого и среднего предпринимательства  было  вынесено:

в 2016 году- 11 предупреждений;

в 2017 году - 36 предупреждений.

     К основным видам нарушений  в сфере рекламы в 2017 году необходимо отнести: финансовые услуги,  алкогольная продукция, недостоверная реклама и т.д.

     1) Так, в 2017 году Управление возбудило и рассмотрело дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе  в части распространения ненадлежащей рекламы  алкогольной продукции –различных сортов вин  на фасаде  ТЦ «Европа» и в г.Орле,  и в г.Брянске. 

     Указанная реклама была признана ненадлежащей.  В отношении ООО «Европа» и его должностных лиц были  возбуждены и рассмотрены дела об административных правонарушениях, виновные лица привлечены к административной ответственности.

    2) Также  Орловским УФАС России было рассмотрено дело по заявлению физического лица в отношении ООО «Дрим Вологда» по фактам распространения на рекламных конструкциях на территории города Орла  политических агитационных материалов, не подпадающих под понятие «социальная реклама» и за пределами сроков  проведения избирательной кампании.

    На указанной конструкции присутствовало изображение депутата Орловского областного Совета, эмблема партии и его предвыборный лозунг.

     Распространение указанной  информации  на рекламной конструкции  за пределами агитационного периода содержало  признаки нарушения части 2 статьи 19 Закона «О рекламе».

       Комиссия, рассмотрев материалы дела,  признала  факт нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно части 2 статьи 19 Закона «О рекламе» в действиях ООО «Дрим Вологда», при использовании рекламной конструкция не в целях распространения рекламы, социальной рекламы,  с мотивировкой:

«Отнесение информации к рекламе, социальной рекламе, либо иной информации осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации,  и всех обстоятельств её размещения.

   Рассматриваемая информация,    исходя из её содержания, не  могла  быть отнесена к социальной рекламе, так как она не была  направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, в ней упоминалось конкретное физическое лицо – депутат Орловского областного Совета и основной целью данной информации было формирование интереса потенциальных избирателей к партии КПРФ и лицу, представляющему указанную партию в регионе».

     Указанная позиция Управления была подтверждена выводами экспертного заключения ФГБОУ ВО «ОрелГУЭТ», согласно которому,  несмотря на то, что возможно отнесение рассматриваемой информации к социальной рекламе, но представленные на баннере текстовая и графическая составляющие содержат признаки предвыборной агитации, поскольку наличествует изображение физического лица, имеющего статус депутата Орловского областного Совета народных депутатов, а также символики политической партии, что явно преследует цель формирования в общественном мнении положительного имиджа политического деятеля и партии.

       ООО «Дрим Вологда» обжаловало указанное решение в Арбитражный суд Орловской области, однако,  в  судебном заседании заявитель отказался от исковых требований  в полном объеме. Производство по делу было прекращено.

 

        Орловское УФАС России в течение 2017 года  уделяло особое внимание информированию граждан Орловской области, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления о проводимой  Орловским УФАС России работе по контролю за соблюдением поднадзорного законодательству и адвокатированию конкуренции.

        В 2017 году Управление неоднократно участвовало и выступало в различных форумах, конференциях, семинарах,  организованных совместно с ВУЗами города и области, приглашало студентов для участия в открытых заседаниях комиссий и экспертных советов Управления, проводило конкурсы и стажировки для учащихся.

    Орловским УФАС  России были организованы и проведены такие мероприятия как:

- семинар для печатных средств массовой информации Орловской области на тему: «Закон о рекламе: практика правоприменения, изменения в законодательстве, проблемные вопросы»;

- обучающе-консультативные  семинары для сотрудников рекламных компаний;

- совместно с Орловской Торгово-Промышленной Палатой  обучающий семинар для региональных средств массовой информации и субъектов рекламного рынка по теме «Практические вопросы применения законодательства о рекламе»;

- научно-практическая конференция «Границы возможного в рекламном и PR- креативе».

   Сотрудниками Орловского УФАС России неоднократно проводились брифинги по наиболее актуальным вопросам, давались интервью для региональных СМИ, организовывались «горячие линии» для граждан региона.

         На протяжении ряда последних  лет   Орловское  УФАС России ведет активную общественную работу, направленную на правовое информирование жителей региона, консультирование и помощь хозяйствующим субъектам и индивидуальным предпринимателям по вопросам, относящимся к компетенции антимонопольного ведомства, в том числе по вопросам законодательства РФ о рекламе,  а также правовое просвещение студентов и школьников Орла и области, выявление и поддержку талантливой молодежи.

Наверх